Маятниковые стеклянные двери

07.05.2016

Этот общий принцип подтверждается данными, которые мне предоставили в негосударственном общественном образовательном учреждении «Анандан» (Basu, 2007с). «Анандан» — место, где дети из калькуттских трущоб могут получать дополнительное образование. Они изучают там основы математики, логики, английского языка, получают сведения о международном положении. Идея заключается в том, чтобы собрать наиболее бедных детей, разжечь в них любознательность и привить им вкус к интеллектуальной деятельности. О том, что происходит в «Анандане», я получаю информацию из первых рук, потому что три мои сестры входят в состав его учредителей.

«Анандан» собирает базовую информацию о детях и их окружении: возраст, пол, родной язык, количество братьев и сестер, доход семьи, наличие в ней таких предметов, как радиоприемники, велосипеды и часы и т.д. Кроме того, детям задают конкретные вопросы о социальных условиях, в которых они живут: имеют ли место в семье случаи насилия, общаются ли родители друг с другом и с детьми (и если да, то как много). Зрительно увеличить площадь квартиры помогут маятниковые стеклянные двери.

Кроме того, в 2006 году школа провела для шестидесяти детей в возрасте от девяти до шестнадцати лет базовые тесты на интеллектуальное развитие, знание математики и эрудицию. Тесты были разработаны при моем участии; вопросы, задававшиеся детям, воспроизведены в приложении к этой главе. Данные собирались без той тщательности, которой требуют статистические методы, и не были предназначены для использования в официальных социологических исследованиях: предполагалось, что они будут употребляться только в нуждах самой школы. Тем не менее эти данные могут быть полезны для понимания того, что является наиболее важным при формировании способностей ребенка.