Автомат обезьянки

07.05.2016

Если, скажем, рынки приводят к неравенству последнего типа, то они должны потерять часть своего неоконсервативного лоска. Свободный рынок не будет больше рассматриваться как справедливый и нейтральный механизм, который обеспечивает больший доход тем, кто прилежней работает, более трудоспособен от рождения или готов пойти на разумный риск и выбирает автомат обезьянки.

Некоторые из тех, кто верит в это описание воздействия свободного рынка, тем не менее могут найти непривлекательным механизм, который вознаграждает тех, кто более трудоспособен от рождения, а не тех, кто сильнее нуждается, но их утешает мысль, что это более справедливо, чем система, при которой люди вознаграждаются произвольно или получают преимущества просто на основании принадлежности к определенной расе или религии.

Я хочу сказать (и постараюсь далее обосновать на теоретическом уровне), что рыночный механизм может не иметь даже этого минимального свойства вознаграждать более трудоспособных. Его система распределения вознаграждений может быть фиктивной и карательной. Свободный рынок может вознаградить лицо, принадлежащее к расе х или конфессии у просто за принадлежность к расе х или конфессии у. Короче говоря, могут иметь значение идентичности, которые не имеют ничего общего с качествами, относящимися к производительности.

Мнение, согласно которому, как только рынки окончательно освободятся от влияния государства, расистские практики и кастовые привилегии начнут ослабевать под давлением конкуренции и, в конечном счете, исчезнут,—откровенно ошибочно. Что касается кастовых практик, мы знаем, что они доминировали в Индии, когда правительство было слабо, и задача представленной далее теории —показать, что подобные явления могут процветать и без государственной поддержки.